Как родители могут помочь ребенку учиться.
Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка
Воспитание ребенка является одной из наиболее ответственных, порой далеко не легких, но в то же время благородных и радостных обязанностей, которые предназначены родителям.
Родители должны знать особенности детского организма, понимать своеобразие развития ребенка того или иного возраста. Это поможет наиболее рационально построить и организовать жизнь учащегося в семье.
Не менее важным является соблюдение распорядка дня в семье. Организация соразмерного ритма смены труда и отдыха, питания и сна благотворно влияет на развитие организма ребенка, в том числе и его нервной системы. Четкий режим школьника является лучшей мерой предупреждения нервности и воспитания самостоятельности, собранности и целеустремленности.
Школьники младшего возраста любят брать в школу больше книг и тетрадей, чем это нужно. Из-за этого им приходится носить слишком тяжелый ранец. Родители должны следить за тем, чтобы дети брали с собой только то, что необходимо по расписанию.
Постоянное ношение школьниками тяжелых портфелей или сумок отрицательно сказывается на осанке ребенка. Вот почему школьникам, особенно младшего школьного возраста, рекомендуется пользоваться ранцами, которые являются более гигиеничными исключают возможность возникновения различных искривлений позвоночника.
Готовить уроки школьники целесообразно в строго установленное время: учащиеся, занимающиеся в 1 смену, садятся за приготовление домашних заданий в 16-17 часов, а второй смены — в 9 часов утра. Откладывать приготовление уроков на более поздний час неразумно, так как во вторую половину дня работоспособность учащихся значительно понижена.
Сколько должен гулять ребенок?
Не менее 2-3 часов вдень. Это должны быть подвижные игры на улице, прогулки пешком, на велосипеде, на лыжах. В наше время, когда у детей велика тяга к играм на компьютере, планшете, смартфоне, многие отказываются гулять, предпочитая остаться дома. Но мы, взрослые, несмотря на свою занятость, должны позвать ребенка и вместе с ним отправится на улицу. Скорее всего, он согласится, так как дети зачастую не имеют возможности побыть наедине с мамой или с папой, а это им необходимо. В этом случае польза от прогулки получится двойная: ребенок побудет на улице и пообщается с родителями.
Очень полезна спокойная прогулка перед сном. Если ваш ребенок гиперактивный, постарайтесь, чтобы эти вечерние прогулки стали обязательными, ритуальными и непременно спокойными. Играть в футбол или кататься на коньках перед сном с таким ребенком не стоит.
Какие уроки лучше делать сначала - письменные или устные?
В каждой семье этот вопрос решается по-разному. Так, одни родители требуют, чтобы у ребенка к их приходу с работы были выполнены все письменные уроки. Кто-то просит ребенка выполнять задания по математике и по русскому языку на черновике, а вечером родители проверяют, и ребенок переписывает. Устные уроки ребенку иногда приходится учить перед сном, потому что не хватило днем времени или родители пришли слишком поздно, а без них он не привык делать уроки. И вечернее переписывание, и позднее выполнение устных заданий может не принести пользы, поскольку ребенок уже утомился. Лучше готовить уроки днем, после прогулки.
Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащегося 1-4 классов таков:
● чтение — выполнение задания по этому предмету помогает
ребенку включиться в работу, подготавливая его к письменному заданию;
● письмо;
● математика;
● более легкие предметы.
Если ребенок желает выполнять уроки в другом порядке, надо пойти ему навстречу и позволить выполнить сначала задание по тому предмету, который ребенку наиболее интересен. Почувствовав свой успех, ребенок с удовольствием примется за выполнение менее интересных для него предметов.
Общие рекомендации к выполнению домашнего задания:
● прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
● приступая к работе, подумай, с чего начнешь;
● старайся все затруднения разрешить самостоятельно;
● о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;
● забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;
● начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.
3. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.
5. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.
6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашнего задания
Контролируя выполнение домашнего задания, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
- Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
- Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
- Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
- Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
- Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
- Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
-Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
-Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
-Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.
- Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
-Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
разгарнуць » / « згарнуць