Слово “клептомания” образовано от таких слов, как краду (klepto) и безумие (mania). Этот диагноз имеется в DSM-4 и МКБ-10 (шифр F63.2) Исходя из этого, здесь можно говорить о том, что данное явление обуславливается периодически возникающем непомерном желании что-нибудь украсть. При этом данное импульсное влечение является психическим расстройством, которое наиболее ярко выражается у людей с признаками психопатии. Клептомания – психическое расстройство, выражающееся в импульсивном немотивированном навязчивом воровстве предметов, которые вовсе не нужны человеку и не имеют для него никакого значения. Клептомания доставляет слишком много проблем страдающему от этой патологии и нуждается в серьезном медикаментозном лечении. Характер течения мании может все время меняться, как усиливаться, так и ослабевать. Одни клептоманы воруют только определенные вещи (заколки, помады, сверкающие предметы), кто-то специализируется на сладких продуктах питания и т. д.
Воровство. ... Изначально в русском языке «воровство» означало противление государственным интересам, преступления против власти, нарушение закона…
Надо четко разделять клептоманию и воровство. Так, воровство – это обдуманное действие, которое имеет направленность на извлечение материальной выгоды. В свою очередь, клептоманическое воровство не подразумевает дальнейшую реализацию украденных вещей.
Пример: полицией был задержан человек, укравший пирожное в ларьке. В процессе досмотра его вещей была обнаружена огромная сумма денег. На вопрос полицейского, почему он украл пирожное, которое стоит копейки, задержанный ответить не смог, по его виду было видно, что он очень сожалеет о произошедшем.
Обычно первоначальные признаки клептомании появляются в подростковом возрасте. Кроме этого, существует мнение, что клептомания закладывается на генетическом уровне. По данным некоторых исследователей, вероятность возникновения этой болезни значительно выше, если близкие родственники больного обладают определенными зависимостями, например, наркотики или алкоголь, или страдают психическими расстройствами.
Зачастую клептомания диагностируется совместно с другими расстройствами, которые носят импульсный характер поведения. Импульсное поведение определяется нарушениями на уровне психики, которые характеризуются невозможностью препятствовать совершению конкретных действий. Взаимосвязь расстройств импульсного поведения и непосредственно клептомании дает возможность более четко формулировать причины развития болезни и методы ее лечения. Все-таки болезнь клептомания не поддается стопроцентному излечению, но при этом существуют определенные методы, способные существенно уменьшить неконтролируемые действия людей этой категории. В чем же заключаются причины непреодолимой тяги к воровству?
ПРИЧИНЫ.
В мире не существует четкого определения причин, которые могли бы повлиять на возникновение клептомании. Поэтому, в настоящее время существуют лишь предположения, что в мозге человека могут происходить определенные изменения, которые служат причиной возникновения клептомании. При этом усматривается связь болезни с нарушением химического равновесия сиротина. Данное вещество – это эмоции и настроение человека.
Кроме этого, клептоманию также причисляют к аддиктивным расстройствам, то есть зависимым. Это связано с тем, что действия связанные с кражей могут влиять на высвобождение дофамина, что, в свою очередь, вызывает такое чувство, как удовольствие. Поэтому больные наподобие наркоманов могут постоянно испытывать желание к получению данного вида удовольствия. Также причиной возникновения клептомании могут быть разнообразные травмы головы, обсессивно-компульсивное расстройство личности, биполярное расстройство, булимия, злоупотребление психоактивными веществами…Но в каждом конкретном случае необходимы дополнительные исследования.
СИМПТОМЫ.
Симптомы клептомании должны отвечать трем пунктам, которые можно охарактеризовать так: неуемное желание совершать кражи, получение удовольствия от данного процесса, и возникновение чувства вины после совершенного проступка.
Стремление клептоманов совершать кражи основывается не на извлечение выгоды, а на том, что они просто не могут оказывать сопротивление своему желанию. При этом данное стремление вызывает у них достаточно серьезный психологический дискомфорт. И чтобы избавиться от этого дискомфорта они отправляются воровать. Процесс кражи обуславливается получением удовольствия. Хотя затем, когда кража случается, наступают переживания, которые проистекают из чувства стыда и угрызений совести.
Случаи клептомании обладают спонтанностью. Наиболее часто кражи совершаются в таких местах, как крупные торговые центры. Кроме этого, клептоманы могут красть вещи даже у своих друзей и знакомых. Ворованные вещи не представляют никакой ценности и поэтому они или выбрасываются, или кому-то дарятся. Бывают случаи, когда вещи возвращают обратно.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛЕПТОМАНА.
Если сравнивать обычных воров с клептоманами, то хочется отметить, что первые превосходно себя чувствуют и гордятся, что являются ворами. Их наполняет тревога только во время кражи или страх разоблачения.
Клептоманы, после того как словили кайф, корят себя и мучаются, поскольку считают себя законопослушными гражданами и далекими от уголовного мира. Но отказать в воровстве они себе не могут. Для клептоманов свойственна низкая самооценка, подсознательное желание возмездия и чувство одиночества. Клептоман не может самостоятельно контролировать себя, поскольку акт воровства воспринимает, как утешитель. В обычной жизни, когда мания отступает, клептоманы являются за-конопослушными гражданами. Психиатры отстаивают права своих больных и настаивают на мягкости правосудия, а проблемы вменяемости пациента решаются индивидуально.
Клептомания выступает саморазрушающейся формой поведения, а человек все время испытывает стресс, депрессивные состояния и переживает за свои проступки, виня себя за это. Навязчивые страхи, раздвоение личности, расстройство сна, тяжелый внутренний конфликт беспокоит больного клептоманией. Иногда клептоманию пронизывает сексуальная зависимость, которая несёт характер фетиша. Например, кража женской обуви, женского белья.
Самые заядлые клептоманы не совершают кражи каждый день, поскольку идет большая нагрузка на психику.
ЛЕЧЕНИЕ.
Клептомания не может пройти сама, поэтому больному надо помогать. Лечение данной болезни соединяет в себе как лекарственную терапию, так и психотерапию. Западная модель лечения подразумевают организацию групп больных клептоманией. В данных группах руководство осуществляется врачом, а люди пытаются помочь друг другу.
При клептомании используют следующие препараты:
антидепрессанты, обладающие обратным захватом серотонина;
противосудорожные средства - данные средства применяли для судорожных припадков, но они показали устойчивый эффект и при лечении клептомании;
медикаменты, которые относят к препаратам лития - стабилизация настроения, а также психического состояния – это возможности данных медикаментов;
препараты, обладающие таким эффектом, как снятие зависимости. Известны некоторые из них, которые существенно снижает чувство удовольствия, получаемое клептоманом от процесса кражи.
ВОРОВСТВО У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Когда в семье начинают пропадать деньги и подозрения ложатся на собственного ребенка, то состояние родителей, в данном случае, близко к критическому. Хотя надо отметить, что детское воровство не относится к редкому явлению. И при этом причина его возникновения может также зависеть от других членов семьи.
Изначально ребенок не придает материальным благам достаточно большое значение. Больше всего его интересует любовь и общение с папой и мамой. Но зачастую семейная ситуация – это работающий папа, мама выступает в роли домохозяйки как минимум до 2-х – 3-х лет. Внимание отца основывается на том, что он периодически дарит игрушки, деньги и т.д. Отец считает, что он обеспечивает семью и, в частности, своего ребенка, что уже вполне достаточно.
Исходя из этого, ребенок начинает отождествлять внимание и любовь посредством денег и вещей. Он берет деньги. И механизм запускается благодаря невольному толчку со стороны отца. Конечно, данная причина не претендует на главенствование, так как она лишь одно маленькое звено длинной цепи. Каковы же еще причины детского воровства?
ПРИЧИНЫ.
Исходя из мнения детских психологов, детское воровство обуславливается такой первоочередной причиной, как импульсивность. Дети попадают в категорию воров, так как кража – это легкое дело, и поэтому трудно удержаться, чтобы не попробовать снова. К следующей причине можно отнести проблемы, которые касаются отношений с родителями. Если, по мнению ребенка, родительское внимание минимально, то он пытается присвоить личные вещи отца или матери, чтобы быть ближе к ним. Кроме этого, кражи могут выступать мерилом изобретательности и ловкости, что позволяет завоевать авторитет среди сверстников и их поощрение, которого не хватает в семье.
Также следует обращать внимание на то, что ребенок может не усматривать в своих действиях элементов воровства. Не всегда воровство является признаком плохого намерения ребенка, беря деньги в кошельке у родителей, он думает, что просто взял, а не украл. Ребенок видит, что родители тратят деньги на себя. Мама покупает косметику, папа тратит деньги свое увлечение рыбалкой. Почему ему отказывают родители в том, что ему так необходимо. Очень важно привлекать подростка к обсуждению предстоящих покупок: для мамы, папы и для него. Есть какие то обязательные ежемесячные платежи, кому-то из членов семьи нужно обновить гардероб, что-то тратиться на питание всей семьи… Нужно разговаривать с ребенком, посвящать его в экономику семьи. Обсуждать приоритетность и актуальность предстоящих покупок.
Часто из-за недостатка внимания ребенок всячески пытается обратить на себя внимание родителей. Особенно в эмоциональном контакте нуждаются эмоциональные дети. Украв что-то из дома ребенок пытается обратить на себя внимание, доказать себе, что его любят безусловно, а не за хорошие и плохие поступки. Даже отрицательные эмоции могут частично скомпенсировать недостаток внимания к себе. Взяв деньги, он получает скандалы, что убеждает его в правильном направлении своих действий. Лучше уж так на него обратят внимание, чем никак. Если родители не поняли при-чины воровства, то ситуация в какой-то момент может выйти из под контроля. Часто родители начинают делиться случившимся с родственниками, знакомыми, обвиняя ребенка в том, что он еще и ворует – «Совсем из под контроля вышел, что будем делать с ним даже не знаем. В кого он такой??? и т.п.» Часто ребенок является слушателем данных обвинений в свой адрес. В нем возникает чувство протеста и, он обязательно снова совершит подобный или еще более серьезный поступок (украдет что-то в магазине или у кого-то). Ребенку хочется быть нужным, любимым и ему нужны доказательства безусловной любви, как минимум достаточное внимание и участие в его жизни родителей.
Часто и в классе ребенка могут просто не уважать, а учителя могут плохо относиться к слишком активным детям и к детям, которые плохо успевают по учебным дисциплинам. Поэтому развитие воровства в этом случае начинается в виде все того же протеста, который основан на том, что ребе-нок ощущает несправедливое отношение к себе. Поэтому надо быть очень внимательным к своему ребенку и постоянно интересоваться его личной (внутренней) и школьной жизнью.
Кроме вышеизложенного, ребенок может быть воспитан неправильно как по отношению к собственности, так и деньгам. Если в семье присутствует солидный достаток, то ребенок может потерять понимание ценности денег. Тоже самое прослеживается и в обратном порядке, когда семья отличается достаточной бедностью и денег постоянно не хватает. В данном случае ребенок берет чужие вещи и не отдает их. Родители часто не замечают этого или не хотят замечать. Особенно когда ребенок объясняет, что эти вещи дал ему одноклассник из очень обеспеченной семьи и это ему уже не нужно. Также у ребенка могут превалировать личностные желания над интересами семьи. Ему трудно самому дифференцировать, что хотят члены семьи, что семья может себе позволить, что нужно в первую очередь, трудно определиться самому в понимании: «хочу», «могу» и «надо».
Если ребенок совершил кражу первое, что нужно сделать это - спокойно поговорить с ребенком и попытаться найти причину, причина может быть и в вас - родителях. В этом случае наказать придется себя и сделать все возможное чтобы не быть причиной данного явления.
СИМПТОМЫ.
Если в доме стали появляться чужие вещи, то это является симптомом, который нельзя не учитывать. И такой факт, как появление в доме, например, ручек или ластиков, которые, по словам ребенка, были найдены им, должен вас насторожить.
К наиболее характерным симптомам воровства у детей можно также отнести кражу денег в семье. Правда, чтобы данный симптом заметить, следует считать свои деньги, так как ребенок может брать небольшие суммы, например, десять или пятьдесят рублей. Поэтому следует точно знать сумму денег и место их расположения.
В жизни ребенка могут возникать моменты, когда он не может противиться своему желанию. Исходя из этого, следует формировать в своих детях понятия, которые основываются на правильном отношении к деньгам. При этом следует сделать так, чтобы ребенок регулярно получал определенную сумму денег. Например, в Германии на официальном уровне приняты рекомендательные постановления, которые регулируют размер карманных денег. Именно такой подход значительно препятствует возникновению соблазна взять не свое.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОРОВСТВА.
Уделяйте детям внимания столько – сколько нужно именно вашему ребенку.
У ребенка должно быть свое пространство и свои вещи, которыми он может распоряжаться на свое усмотрение.
Любите своих детей – безусловно.
Доказывайте своим детям свою любовь, совершайте ради них поступки.
Участвуйте активно в жизни ваших детей.
Считайте деньги в своих кошельках, а лучше храните их в недоступном для ребенка месте
Выделяйте некую сумму денег детям, чтобы они могли сами распоряжаться ими.
Не оставляйте без внимания вещи (даже мелочь – ластики, карандаши,…), появившиеся в вашем доме.
При обнаружении пропажи, сначала выясните спокойно все обстоятельства случившегося, попытайтесь разобраться и найти причину. Не вступайте в конфликт с ребенком;
Если увидели или почувствовали раскаяние в глазах ребенка, или он явно проявил чувства стыда, попросил прощение - не наказывайте его.
Если ребенок сам не признался в краже и не раскаялся, постарайтесь вызвать в нем чувство стыда и раскаяния.
Если не удается вызвать чувство раскаяния и стыда можно сделать подарок, который ребенок давно мечтал получить или просто похвалить за какой-нибудь поступок. Возможно, данные действия не вызовут признания в краже, но в то же время ребенку может стать элементарно стыдно за то, что он сделал.
Внимательно следите, чтобы воровство не повторилось.
Если воровство повторяется снова и снова сходите на прием к психологу.
ЛЕЧЕНИЕ КЛЕПТОМАНИИ.
Детскую клептоманию затруднительно лечить с помощью медикаментов. Поэтому наиболее действенный способ – это психотерапия. Исходя из практики, следует, что требуется не более пяти сеансов, чтобы решить проблему детской клептомании. Главное не спешить ставить диагноз, а убедиться в том, что это именно клептомания, а не воровство.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
Необходимо учитывать и возрастные этапы развития ребенка. Хочу вам для этого рассказать историю придуманную Л. Кольбергом:
В одном небольшом городке смертельно болела женщина. Врач сказал ее мужу, что есть лекар-ство способное вылечить ее. Это лекарство придумал и продает один человек, живущий в этом го-роде. Затраты на его получение в десять раз меньше, чем его цена. Мужу удалось собрать только половину суммы, и с ней он пошел к продавцу. Тот отказался отпустить лекарство за полцены или в долг, хотя знал, что женщина умирает. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом владельца лекарства и украл его.
Имел ли право так поступить муж?
Что в поведении людей в этой ситуации было правильным и неправильным?
Если кто-то поступил неправильно, то почему?
Попробуйте самостоятельно проанализировать ответы на свои вопросы. Детям подобное задание желательно давать в письменном виде. Главное в анализе это обоснование неправильного поступка и его последствий.
Если вы в обосновании ориентируетесь на поощрение или наказание, то по Кольбергу этот этап описывается биохевристскими терминами. Этот этап рефлекторной морали свойственен детям до 7 лет.
Если вы ориентируетесь на образец “хорошего или плохого человека”, а также правила и нормы, установленные авторитетными лицами или организациями. А также чувство стыда или вины испытываемое при их нарушении. То это второй уровень, определяемый социальными закономерностями. Его дети достигают к 13 годам.
Если вы ориентируетесь на принципы общечеловеческой морали, основанные на уважении других люде или самоуважении, чтобы избежать самоотчуждения, потери достоинства или угрызений совести, то это постконвекциональный этап развития морали. Кольбергом он описывался в терминах психологии личности, и он не смог однозначно подтвердить, что все люди достигают его. В работе с детьми, он считал целесообразным вести объяснение поступка в соответствии с той стадией, на которой находится ребенок, опираясь при этом на зону ближайшего развития.
раскрыть » / « свернуть