Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, в первую очередь касаются ее размеров. Специальными антропометрическими измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей в пределах 15 см существенно не разнятся. Поэтому данный принцип заложен в Санитарных правилах и межгосударственных стандартах, устанавливающих требования к функциональным размерам ученической мебели (парта, стол, стул).
Основные размеры ученической мебели
Номер ученической мебели
|
Цвет маркировки ученической мебели
|
Рост учащегося,
в см
|
Высота ученических столов (парт),
в см
|
Высота ученических стульев,
в см
|
1
|
Оранжевый
|
от 100 до 115
|
46
|
26
|
2
|
Фиолетовый
|
от 115 до 130
|
52
|
30
|
3
|
Желтый
|
от 130 до 145
|
58
|
34
|
4
|
Красный
|
от 145 до 160
|
64
|
38
|
5
|
Зеленый
|
от 160 до 175
|
70
|
42
|
6
|
Голубой
|
свыше 175
|
76
|
46
|
7
|
Черный
|
свыше 185
|
82
|
50
|
Кроме высоты столов и стульев в ученической мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. Эти соотношения нормируются значениями дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденья и используются при установлении размерных параметров ученической мебели.
У каждого стула должна быть профилированная спинка, которая используется как дополнительная опора.
На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев должна быть нанесена фабричная цифровая и (или) цветовая маркировка, соответствующая номеру мебели маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы не менее 10×15 мм, хорошо видимая со стороны прохода между рядами. Способ нанесения цветовой маркировки должен обеспечивать ее длительную сохранность. Допускается нанесение цветовой маркировки выполненной печатным способом с самоклеящейся основой.
Ученическая мебель выпускается нерегулируемой и регулируемой по высоте на три, четыре и пять номеров.
Нерегулируемая по высоте ученическая мебель является оптимальной при подборе в соответствии с ростом.
В регулируемой по высоте мебели невозможно обеспечить все размеры стула в соответствии с антропометрическими данными учащихся. Вместе с тем, регулируемая по высоте мебель получила наиболее широкое распространение с учетом ряда ее преимуществ над нерегулируемой. Так, регулирование ученической мебели на 3, 4 и 5 номеров дает возможность подбора ее по росту практически всем учащимся, не требуется ежегодное в начале и середине учебного года передвижение мебели из одного учебного помещения в другое, что способствует сохранности мебели.
Преимущественным видом ученической мебели для учащихся 1 - 4-х классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7 - 12°. При использовании ученических столов и стульев существует вероятность подмены стульев (при проведении уборки помещения, к примеру) и их несоответствия номеру стола, также повышается вероятность неправильной позы учащегося ввиду значительного отодвигания стула от стола или его задвигания под стол. В парте же величина дистанции сиденья остается постоянной величиной (передний край поверхности сиденья заходит за край рабочей плоскости парты со стороны сидящего на 4 см).
При выборе ученических столов предпочтение должно отдаваться столам с наклонной рабочей поверхностью (под углом от 7 до 16°).
В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза и Республики Беларусь ученическая мебель подлежит обязательной сертификации, ее безопасность должна быть подтверждена сертификатом соответствия.
ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ
Согласно требованиям Санитарных правил:
«76. При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:
столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие – ближе к классной доске, большие – дальше;
для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы) независимо от их номера ставятся первыми;
столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;
расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных – не менее 0,6 м;
расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами – не менее 0,5 м;
расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены – не менее 0,5 м;
расстояние последних столов, парт до задней стены – не менее 0,7 м;
наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски – не более 8,6 м;
расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 - 2,0 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35º).
Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест, правостороннее освещение должно быть кратковременным.
82. Высота подвеса нижнего края классной доски должна быть 85 см в учебных помещениях для учащихся 1 - 4-х классов и 95 см – для учащихся 5 - 11- х (12-х) классов. Классные доски должны иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, уборочных салфеток или ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей.
ТРЕБОВАНИЯ К РАССАЖИВАНИЮ УЧАЩИХСЯ ЗА УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛЬЮ.
Основным критерием при подборе ученической мебели для организации оптимального рабочего места учащихся является длина его тела.
Для рационального подбора мебели рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
Измерения длины тела проводят в обычной обуви. При измерении длины тела ребенок становится спиной к ростовой линейке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова – в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Для измерения длины тела горизонтальную планку опускают до соприкосновения с головой ребенка без надавливания. Необходимо следить за тем, чтобы обследуемый ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера и не запрокидывал голову. Измерение длины тела проводится с точностью до 0,5 см.
Если используются данные роста из медицинских документов учащегося, необходимо к указанным показателям прибавить 2 см на высоту каблука.
Каждый учащийся должен знать, каким цветом должно быть промаркировано его рабочее место, следить за тем, что бы совпадала маркировка парты (стола) и маркировка стула.
В каждом учебном помещении должна быть установлена ученическая мебель 2 - 3 размеров в соответствии с ростом учащихся. Как правило, в каждой возрастной группе учащихся один из номеров мебели преобладает (1-е классы – № 1, 2-е классы – № 2, 3-и классы – № 3, 4-е классы – № 4, 5 - 9 классы – № 5, 10 - 11 классы – № 6).
Для оптимального подбора ученической мебели для учащихся 5 - 11-х классов нецелесообразно использование кабинетной системы обучения, за исключением кабинетов информатики, химии, физики, трудового обучения.
При необходимости организации занятий в две смены оптимальным является размещение в одном учебном помещении учащихся одного возраста (третий-третий классы, четвертый-четвертый классы) или смежных по возрасту классов (третий-четвертый классы или пятый - четвертый классы). Однако на практике распространено, когда все третьи и четвертые классы обучаются во вторую смену, при этом третьи классы размещают в помещениях первых классов, а четвертые – в помещениях вторых классов. В данном случае ориентироваться при установке мебели необходимо на более старшую возрастную группу и предусмотреть установку дополнительных парт для оптимального подбора мебели. В случае невозможности подбора мебели в соответствии с ростом, возможно рассаживание учащихся за мебелью на один номер больше и исключение рассаживания за мебелью меньшего номера.
Согласно требованиям Санитарных правил:
«128. Рассаживание учащихся проводится с учетом их роста и состояния здоровья дважды в течение учебного года (сентябрь, январь).
Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья за ученической мебелью должно проводиться с учетом рекомендаций врача с соблюдением следующих требований:
учащихся со сниженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды;
учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон;
учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;
не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящие в первом и третьем рядах, меняются местами, не нарушая соответствия мебели росту.»
Учащихся с нарушением остроты зрения целесообразно рассаживать в ряду у окна, при хорошей коррекции зрения – в любом ряду.
Для учащихся 1 - 4 классов с избыточной массой тела целесообразно использование вместо парты стола и стула ученического.
В школах все более активно стали использоваться конторки. Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, уменьшает статическую нагрузку на позвоночник, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей. Особое значение использование конторок в процессе обучения имеет для первоклассников, так как это помогает адаптировать их к вынужденным статическим нагрузкам.
Целесообразно устанавливать в учебном помещении не менее 2-х конторок (для возможности использования двух возрастных групп без регулирования высоты столешницы).
К конторкам согласно Санитарным правилам предъявляются следующие требования(пункты 75, 76, 128):
высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к учащемуся, должна быть 75 см для учащихся ростом 115 - 130 см, 85 см – ростом 130 - 145 см, 95 см – ростом 145 - 160 см;
угол наклона столешницы должен быть 15 - 17°;
конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;
продолжительность непрерывной работы за конторкой – 7 - 10 минут для учащихся 1 - 4 классов, 15 минут - для учащихся 5-11-х (12-х) классов.
Оптимальными являются конторки, у которых столешница закреплена на 2-х опорах с размером не менее 60 см×60 см, регулируемые по высоте, имеющие держатель для учебника.
При рассаживании учащихся за ученической мебелью используются рекомендации врача согласно медицинским справкам, рекомендации врача должны быть отражены в классном журнале в сведениях о состоянии здоровья учащихся.
Сведения о результатах рассаживания учащихся заносятся учителем в классный журнал по установленной форме. В случае невозможности подбора мебели в соответствии с ростом учитель должен сообщить завучу для решения проблемы подбора мебели.
Контроль за правильностью рассаживания учащихся за мебелью, как правило, возлагается на завуча учреждения.
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу учащихся за партой (столом).
Для формирования правильной осанки необходимо научить ребенка сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу:
сидеть глубоко на стуле;
ровно держать корпус и голову;
ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол;
при размещении учащегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь;
предплечья должны свободно лежать на столе, не прижимаясь к нему, на тетради лежит правая рука и пальцы левой руки;
расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев;
при овладении навыками письма учащийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя – сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Оценка соответствия между столом и стулом – согласно приложению 3.
В учебном помещении следует поместить рисунок «Правильно сиди при письме», чтобы учащиеся всегда имели его перед глазами. Выработка определенного навыка достигается объяснением, подкрепленным показом, а также систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы учеников во время занятий. Роль учителя в формировании среди учащихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения, когда у них формируется этот навык.
Вопросы для тестирования учителей по теме «Ученическая мебель».
1.Что является основным критерием для подбора ученической мебели?
1.возраст ребенка
2.рост ребенка
3.вес ребенка
2.Измерение длины тела ребенка проводят:
1.босиком
2.без обуви
3.в обычной обуви
3.Если используются данные роста из медицинской справки, к указанным показателям необходимо прибавить:
1. 2 сантиметра
2. ничего не нужно прибавлять
3. 1 сантиметр
4.Сколько размеров ученической мебели существует?
1.7 размеров
2.4 размера
3.5 размеров
4.6 размеров
5.Основным видом мебели для 1 - 4-х классов являются:
1.конторки
2.парты
3.столы и стулья
6. Расстояние парт (столов) в среднем ряду до классной доски должно быть
1. 1,6 - 2,0 м
2. 2,4 м
3. 1,2 м
7. Расстояние между рядами двухместных столов должно быть не менее
1. 0,5 м
2. 0,6 м
3. 0,4 м
8. Рассаживание детей проводится с учетом:
- состояния здоровья
- роста
- роста и состояния здоровья
9. Учащийся с ростом 129 см (согласно медицинской справки) должен сидеть за мебелью размером:
1. № 3
2. № 1
3. № 2
10. Самый высокий учащийся в классе с нарушением остроты зрения сидит:
- в среднем ряду на последней парте
- в среднем ряду на 1 - 3-й парте
- в крайнем ряду возле окна на 1-3-й парте
- в крайнем ряду возле внутренней стены учебного помещения
11. Рассаживание учащихся проводится:
- в начале учебного года
- в начале учебного года (сентябрь) и в начале календарного года (январь)
- в начале каждой четверти (сентябрь, ноябрь, январь, апрель)
12. При необходимости подбора рабочего места для учащегося начальных классов с избыточной массой тела Вы выберете:
- парту
- конторку
- стол и стул
13. Самое оптимальное размещение в одном учебном помещении учащихся 1 - 4 классов в первую/вторую смену:
1. третий/третий класс
2. второй/третий класс
3. первый/третий класс
14. Какой из предлагаемых вариантов размещения 3-х и 4-х классов в первую/вторую смену Вы выберите как наиболее рациональный:
1. вторые/четвертые и первые/третьи классы
2. вторые/третьи классы и пятые/четвертые классы
3. первые/четвертые и вторые/третьи классы
15. При формировании рабочей позы с использованием стола и стула дистанция сиденья должна быть:
1. 0 см
2. минус 4 см
3. плюс 4см
Правильные ответы по тестовым заданиям:
№ 1 – 2, № 2 – 3, № 3 – 1, № 4 – 1, № 5 – 2, № 6 – 1, № 7 – 2, № 8 – 3, № 9 – 1, № 10 – 3, № 11 – 2, № 12 – 3, № 13 – 1, № 14 – 2, № 15 – 2.
раскрыть » / « свернуть