Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Из истории

В Российской империи народное образование стало развиваться с открытия по указу Петра I Цифирных школ (1714). С 1732 г. в России начинают создаваться кадетские корпуса, которые стали центрами образования и патриотического воспитания молодежи в российском обществе. Директор первого кадетского корпуса в Санкт-Петербурге генерал-поручик И. И. Бецкой главное назначение корпуса видел в том, чтобы служить «рассадником великих русских людей».

В реализации этой цели первое место он отводил воспитанию. Самое верное нравственно-воспитательное средство, считал И. И. Бецкой, это соответствующая моральная среда, живые образцы высоких нравственных качеств, окружающие воспитанника. При М. И. Кутузове в этом корпусе происходит усиление военной направленности обучения и воспитания. С этой целью стали преподавать тактику и военную историю, и каждый год открывались в кадетском корпусе обязательные для старших воспитанников летние тренировочные лагеря. Вся воспитательная система способствовала формированию у кадетов гражданского самосознания и патриотических чувств. Качество подготовки офицерских кадров зависело от организации и содержания нравственного, умственного и физического воспитания.

Цель умственного образования, по «Уставу» 1830 г., заключалась в том, чтобы довести их до той степени знаний, которая «признана нужною, сообразно с целью воспитания вообще и с развитием в них твердого убеждения в пользе образования как источника гражданских и общественных добродетелей, учение должно иметь влияние и на нравственность, на связь чувств сердца и воли человека, от которых рождаются все его поступки». Для умственного воспитания и образования в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений» (1849), предлагался учебный курс, который содержал как общеобразовательные предметы (Закон Божий, русский и иностранные языки, науки математические и естественные и т. д.), так и науки военные (артиллерия, фортификация и т. д.).

В «Наставлении» большое внимание уделялось здоровью, физическому развитию и «усовершенствованию телесных сил воспитанников», чтобы сделать их «способными к перенесению трудов военной жизни». В кадетских корпусах Российской империи содержание патриотического воспитания включало умственное, нравственное и физическое воспитание.

В процессе познавательно-умственной деятельности кадеты изучали иностранные языки, географию, историю, мифологию, геометрию, а также военные предметы: артиллерию, фортификацию и др. Кадетам преподавали политическую историю, статистику Российской империи, государственные законы.

История рассматривалась в учебных планах как предмет, открывающий «завесу древности». География давала, необходимые сведения о театрах военных действий. Изучение механики, гидравлики, высшей геометрии, аэрометрии, химии и основ экспериментальной физики – создавало общетеоретический фундамент для освоения артиллерии и фортификации.

Основы нравственности воспитанники получали на уроках словесности, законоведения. Содержание нравственного воспитания в военно-учебных заведениях Российской империи кроме нравственных принципов и обязанностей включало также трудовые, религиозные, эстетические, патриотические, правовые аспекты воспитательной деятельности. Морально-психологическая готовность кадетов воспитывалась в процессе учебы, труда, требующих терпения и воли, а воинская готовность – в результате воинских учений.

Важным средством военно-патриотического воспитания являлась физическая подготовка, которая способствовала развитию силы, выносливости, морально-волевых качеств и психологической подготовки для выполнения воинского долга по защите Отечества. Интенсивная разработка научной педагогики началась в середине XIX в., что было обусловлено подъемом общественно-педагогического движения и широкими преобразованиями школьного дела. В то время главной гражданской обязанностью учащихся уездных училищ и гимназий было беспрекословное подчинение и верная служба Богу и царю. Основой педагогической системы стало требование К. Д. Ушинского о демократизации народного образования и идея народности воспитания, признание деятельной сущности человека, труда как фактора жизни и воспитания, труда умственного и труда физического. К. Д. Ушинский считал, что от методов преподавания зависит нравственное воспитание детей. Он разработал теорию гармоничного развития подрастающего человека. В 1889 г. были введены новые программы, включающие курс «законоведение» – основные понятия о нравственности, праве и общежитии. Общее направление воспитания в кадетских корпусах основывалось «на любви к Богу, на благоговении к постановлениям Святой Его Церкви, на сыновней преданности престолу, на бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании долга семейного и общественного, военного и гражданского», – писал генерал Я. И. Ростовцев. Системы образования и патриотического воспитания в Кадетских Корпусах постоянно совершенствовались. Они выпускали в течение почти двухсот лет многие тысячи физически и нравственно здоровых, прекрасно воспитанных и хорошо образованных военных и гражданских специалистов-патриотов на благо нашего Отечества. В 1918 г. в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты. С 1908 г. в Российской империи начали свою деятельность первые организации скаутов. Это новое течение в организации досуга детей через игровую и трудовую деятельность играло большую роль в военно-патриотическом воспитании детей, но просуществовало только до Октябрьской революции. К. Н. Вентцель выделил три важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравственного идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитательные задачи; политическую, задача которой состояла в изменении форм общественной жизни. На первый план он выдвигал задачу нравственного совершенствования личности.

Проблемы воспитания человека в коллективе решал известный советский педагог А. С. Макаренко. Он разработал методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. А. С. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Его организационно-педагогические находки – разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление – развивали чувство товарищества, качества лидеров, ответственное участие в общественной жизни. Основную задачу воспитания А. С. Макаренко видел в подготовке нового человека, в воспитании человека-творца, человека-гражданина, человека-патриота.

В Советском Союзе воспитание патриотизма рассматривалось, главным образом, как военно-патриотическое. Воспитание патриотизма в школе было определялось Уставом средней общеобразовательной школы: воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма – любовь к Родине, своему народу, КПСС и готовность к защите социалистического Отечества. Оно осуществлялось в учебно-образовательном процессе (умственная, трудовая деятельность, нравственное, физическое воспитание), деятельности пионерской и комсомольской организаций. Военно-патриотическое воспитание проводилось на уроках начальной военной подготовки (НВП) – изучение гражданской обороны, военно-прикладных специальностей, а также на летних военных сборах в лагерях. Основные цели и направления работы пионерской организации – воспитание гражданина и патриота.

Она привлекала многих детей возможностями участия в досуге по интересам, неформальном общении в домах и дворцах пионеров и школьников, имела патриотическую направленность и проводилась с непосредственным участием комсомольской организации. Это деятельность школьных музеев, кружков «Юный моряк», «Меткий стрелок» и т. д. Позитивную роль в организации патриотического воспитания, физической подготовки школьников играли пионерские лагеря. Многие руководители пионерских организаций вносили в ее деятельность романтику и творчество. Однако урон нравственному воспитанию пионеров наносили классовый подход, политизированная направленность мероприятий, обязательность атеистического мировоззрения. Священный долг комсомола был, согласно Уставу ВЛКСМ – готовить молодежь к защите социалистической Родины, воспитывать самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага.

Одной из составляющих деятельности комсомольской организации школы в деле военно-патриотического воспитания являлось физическое воспитание школьников, спортивные лагеря, проведение уроков мужества, месячников оборонно-массовой работы, организация Всесоюзных военно-спортивных игр: «Зарница» и «Орленок», главными задачами которых было: приобретение школьниками некоторых знаний, умений и навыков, необходимых будущему воину:

совершенствование физического развития и закалки. Они представляли собой комплекс мероприятий военно-патриотического характера (лекции, следопытская работа, походы по местам боев, военно-технические конкурсы, эстафеты, тактические игры на местности, лагерные сборы, поездки в воинские части, военно-прикладные виды спорта). Игры имели большое значение в развитии инициативы, общественной активности, организации досуга подростков. Наиболее ярким примером военно-патриотического воспитания в СССР было воспитание в военно-учебных заведениях, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в образовательном процессе с военной подготовкой к службе в вооруженных силах в офицерском звании. Во внешкольной деятельности военно-патриотическим воспитанием детей, наряду с педагогическим коллективом, занимались пионерская и комсомольская организации, различные кружки, объединения патриотической направлен ности, оборонные общества страны – ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ, где действовала широкая сеть клубов и школ по военной подготовке молодежи (стрелковые, автомобильные, аэроклубы и др.). Оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, признании личности ребенка высшей ценностью, создал В. А. Сухомлинский. Он уделял большое внимание воспитанию гражданственности, любви к родному краю, патриотизму.

Проблема педагогической деятельности – это совмещение требований учителя с учебными возможностями и желаниями учеников. Решение этой проблемы российскими учеными и педагогами разрабатывалось на основе педагогики сотрудничества. Методическую разработку эта модель педагогической деятельности получила в работах ученых и учителей-практиков: В. Ф. Шаталова, В. А. Караковского, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, И. Л. Волкова, Н. Л. Гузика, М. Л. Щетинина, Ю. К. Бабанского и др. Воспитательная система здесь ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. Отношения взрослых и детей строятся на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности, здесь дети чувствуют сопричастность к жизни общества, что развивает у них понимание своих гражданских прав и обязанностей, патриотического долга перед государством.