|
|
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГУО«Хидринская средняя школа
имени А.В. Лисковича»
Е.Н.Назарук
|
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IVклассов,
IIступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов,
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов.
Программа разработана на основе Инструктивно-методического письма «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”» и примерной программы, разработанной Белорусским государственным педагогически университетом имени М.Танка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
¾ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
¾ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
¾ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
¾ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) обучающихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Instagram»), мессенджерах «Viber», «Telegram» интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, в мессенджерах «Viber», «Telegram», работа на горячей линии учреждения образования, электронных обращения граждан в учреждении, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить на родительских собраниях один раз в четверть. Консультации для родителей педагогом-психологом и социальным педагогом проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
План мероприятий по реализации проекта «Родительский университет»
на 2023-2024 учебный год
ГУО «Хидринская средняя школа имени А.В. Лисковича»
№
|
Название раздела, темы занятий
|
Вопросы для обсуждения
|
Сроки проведения
|
Форма проведения
|
Ответственные исполнители
|
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов.
Тематика родительских собраний
|
1
|
Как родители могут помочь ребенку учиться.
|
Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка
|
октябрь
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
2
|
Главные правила здорового образа жизни.
|
Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья
|
декабрь
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
3
|
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
|
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.
Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
|
март
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
4
|
Трудовое воспитание детей в семье.
|
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться.
|
май
|
Родительское собрание/
круглый стол
|
классные руководители
|
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов.
Тематика занятий педагога социального
|
5
|
Здоровая семья – здоровый ребенок.
|
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни
|
Январь
(1-4 классы)
|
Беседа
|
Педагог социальный
|
6
|
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
|
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.
Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
|
Апрель
(2-4 классы)
|
Семинар-практикум
|
Педагог социальный
|
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов.
Тематика занятий педагога-психолога
|
|
Адаптация учащихся в первом классе.
|
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе.
|
сентябрь
(1 класс)
|
лекция
|
педагог-психолог
|
|
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
|
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка
|
февраль
(1-4 классы)
|
семинар-практикум
|
педагог-психолог
|
|
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника
|
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.
Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
|
апрель
(2-4 классы)
|
семинар-практикум
|
педагог-психолог
|
II ступень –«Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V –IX классов.
Тематика родительских собраний
|
|
Жизненные цели подростков
|
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
|
октябрь
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
|
Профилактика проблемного поведения подростков
|
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
|
декабрь
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
|
Безопасность подростков в сети Интернет
|
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
|
март
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
|
Организация летнего отдыха учащихся
|
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
|
май
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
II ступень –«Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V –IX классов.
Тематика занятий педагога социального
|
|
2
|
Жизненные цели подростков
|
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
|
Октябрь
(8-11 классы)
|
Лекция
|
Педагог социальный
|
3
|
Агрессия, её причины и последствия
|
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
|
Ноябрь
(6-9 классы)
|
Беседа
|
Педагог социальный
|
4
|
Как уберечь подростка от насилия
|
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
|
Декабрь
(8 -9 классы)
|
Круглый стол
|
Педагог социальный, педагог-психолог
|
6
|
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять
|
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
|
Февраль
(5-9 классы)
|
Беседа
|
Педагог социальный
|
7
|
Осторожно: суицид!
|
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения
|
Март
(8-9 классы)
|
Беседа
|
Педагог социальный, педагог-психолог
|
9
|
Меры наказания и поощрения в современной семье
|
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета
|
Май
(5-7 классы)
|
Круглый стол
|
Педагог социальный
|
9
|
Организация летнего отдыха подростков
|
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
|
Май
(5-9 классы)
|
Семинар
|
Педагог социальный
|
II ступень –«Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V –IX классов.
Тематика занятий педагога-психолога
|
|
Адаптация ребенка в новом коллективе
|
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности и проблемы адаптации пятиклассников к школе
|
сентябрь
(5 класс)
|
Семинар-практикум
|
Педагог-психолог
|
|
Жизненные цели подростков
|
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
|
октябрь
(8 класс)
|
Беседа
|
Педагог-психолог
|
|
Как уберечь подростка от насилия
|
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
|
декабрь
(8-9 классы)
|
Круглый стол
|
Педагог социальный, педагог-психолог
|
|
Агрессия, её причины и последствия
|
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
|
февраль
(9 класс)
|
Беседа
|
Педагог-психолог
|
|
Осторожно: суицид!
|
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения
|
март
(8-9 классы)
|
Беседа
|
Педагог социальный, педагог-психолог
|
|
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
|
Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков
|
апрель
(9 класс)
|
Конференция
|
Педагог-психолог
|
III ступень –«Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X –XI классов
Тематика родительских собраний
|
|
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
|
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.
Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии
|
октябрь
(10-11 класс)
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
|
Как уберечь ребенка от зависимостей?
|
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.
Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей
|
декабрь
(10-11 класс)
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
|
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
|
Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.
Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной
|
март
(10-11 класс)
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
|
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
|
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе
|
май
10 класс
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
|
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
|
Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).
Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в
|
май
11 класс
|
Родительское собрание/
лекция
|
классные руководители
|
III ступень –«Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X –XI классов.
Тематика занятий педагога социального
|
1
|
Здоровье — это жизнь.
|
Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.
Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.
Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня
|
Сентябрь
(10-11 классы)
|
Лекция
|
Педагог социальный
|
2
|
Жизненные цели подростков.
|
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
|
Октябрь
(10-11 классы)
|
Лекция
|
Педагог социальный
|
4
|
Как уберечь подростка от насилия.
|
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
|
Декабрь
(10-11 классы)
|
Круглый стол
|
Педагог социальный,
педагог-психолог
|
7
|
Осторожно: суицид.
|
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения
|
Март
(10-11 классы)
|
Беседа
|
Педагог социальный,
педагог-психолог
|
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X –XI классов.
Тематика занятий педагога-психолога
|
|
Первая любовь в жизни вашего ребенка.
|
Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку
|
Ноябрь
(10 класс)
|
Круглый стол
|
Педагог-психолог
|
|
Как уберечь подростка от насилия.
|
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
|
Декабрь
(10-11 класс)
|
Форум
|
Педагог-психолог,
педагог-социальный
|
|
Осторожно: суицид
|
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения
|
Март
(10-11 класс)
|
Беседа
|
Педагог-психолог, педагог-социальный
|
|
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
|
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе
|
Апрель
(10-11 класс)
|
Круглый стол
|
Педагог-психолог
|
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов.
Тематика консультаций педагога-психолога
№
|
Название темы
|
Сроки проведения
|
Ответственные исполнители
|
1
|
Поощрение и наказание детей в семье
|
сентябрь
|
педагог-психолог
|
2
|
Психологические проблемы неуспеваемости школьников и их предупреждение
|
декабрь
|
педагог-психолог
|
3
|
Агрессивное поведение: как помочь ребёнку?
|
январь
|
педагог-психолог
|
4
|
Интеллектуальное развитие ребёнка
|
май
|
педагог-психолог
|
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов.
Тематика консультаций педагога социального
№
|
Название темы
|
Сроки проведения
|
Ответственные исполнители
|
1
|
Воспитание вежливости
|
сентябрь
|
педагог социальный
|
2
|
Профилактика жестокого обращения с детьми. Как на самом деле любить своих детей?
|
ноябрь
|
педагог социальный
|
3
|
Поощрение и наказание детей в семье
|
март
|
педагог социальный
|
4
|
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка
|
апрель
|
педагог социальный
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V –IX классов.
Тематика консультаций педагога-психолога
№
|
Название темы
|
Сроки проведения
|
Ответственные исполнители
|
1
|
Межличностное общение подростков
|
сентябрь
|
педагог-психолог
|
2
|
Предотвращение отчуждённости между родителями и детьми
|
февраль
|
педагог-психолог
|
3
|
Как помочь ребёнку в выборе профессии?
|
апрель
|
педагог-психолог
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V –IX классов.
Тематика консультаций педагога социального
№
|
Название темы
|
Сроки проведения
|
Ответственные исполнители
|
1
|
Ребенок в коллективе сверстников
|
сентябрь
|
педагог социальный
|
2
|
Компьютерные игры: польза или вред?
|
ноябрь
|
педагог социальный
|
3
|
Ответственность родителей за воспитание детей
|
январь
|
педагог социальный
|
4
|
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?
|
май
|
педагог социальный
|
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X –XI классов.
Тематика консультаций педагога-психолога
№
|
Название темы
|
Сроки проведения
|
Ответственные исполнители
|
1
|
Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников
|
октябрь
декабрь
|
педагог-психолог
|
2
|
Самореализация личности
|
март
|
педагог-психолог
|
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X –XI классов.
Тематика консультаций педагога социального
№
|
Название темы
|
Сроки проведения
|
Ответственные исполнители
|
1
|
Организация досуга старшеклассников
|
октябрь
|
педагог социальный
|
2
|
Формирование здорового образа жизни
|
ноябрь
|
педагог социальный
|
3
|
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания
|
февраль
|
педагог социальный
|
4
|
Кем быть и каким быть?
|
апрель
|
педагог социальный
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.
2 Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе : Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.
3 Глинский, А.А.Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с.
4 Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
5 Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 184 с.
6 Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
7 Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск : Альтиора ― Живые краски, 2013. – 55 с.
8 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.
9 Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.
10 Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. : Изд-во «Э», 2015. – 320 с.
11 Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 190 с.
12 Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
13 Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнёва. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 160 с.
14 Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 216 с.
15 Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
16 Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.
17 Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.
18 Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
19 Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
20 Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
21 Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
22 Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.
23 Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.
24 Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.
25 Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.
26 Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.
27 Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск : БГПУ, 2019. – 160 с.
28 Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132.
29 Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019.
30 Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
31 Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с.
32 Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с.
33 Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.
34 Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с.
35 Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 198 с.
36 Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.
37 Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.
38 Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.